2008
2018 — 2019

Ежегодная премия имени С.А. Есенина

В 2008 году Московский музей С.А. Есенина совместно с консульством РФ в Индии (штат Керала) учредил ежегодную Премию им. Есенина, которая вручается индийским гражданам за вклад в популяризацию русской литературы.

2009 — профессор Оттаплавуккал Куруп,
2010 — доктор Путхуссери Рамачандран, переводчик русской поэзии на язык малаялам,
2011 — Дамодаран Винаячандран, поэт-переводчик,
2012 — Роз Мари, поэт и переводчик,
2013 — Ачала Маулик, исследователь русской литературы,
2014 — Кришнан Наир Джаякумар, поэт, писатель, сценарист,
2015 — доктор Х.С. Харишанкар — писатель, переводчик, профессор русского языка (Университет Майсура, штат Карнатака),
2016 — Пeрумбaдaвaм Шридарен, писатель,
2017 — Арумбу Субраманян, тамильская писательница и переводчица,
2018 — Говиндан Унни, писатель и переводчик многих произведений русской литературы на язык малаялам.

Следующая церемония награждения состоится в декабре 2019 г. в городе Тируванантапурам (Индия).

2013
2013 — 2019

«Дай, Джим, на счастье лапу мне...»

В рамках проекта запланированы российские и международные выставочные, культурно-образовательные мероприятия, мастер-классы и интерактивные занятия, цель которых состоит в воспитании гуманного, ответственного отношения к животному миру с помощью поэтического слова С.А. Есенина.

Московский музей С.А. Есенина не случайно стал инициатором и организатором этого благотворительного проекта. В своём творчестве Сергей Есенин выразил общечеловеческое гуманное отношение не только к окружающей природе, но и к «братьям нашим меньшим». Именно эта поэтическая фраза, впервые произнесенная поэтом, стала крылатой по отношению ко всему животному миру.

Первое анонсированное мероприятие проекта состоялось 5 октября 2013 в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Горького с презентацией выставки по теме мероприятия и поэтического сборника С.А.Есенина «Братья наши меньшие». В программе участвовали московские приюты, волонтеры и их подопечные.

Все, кто решился в этот день взять собаку и кошку из приюта, получили эксклюзивные подарки от музея: сборник стихов Есенина «Братья наши меньшие» с пожеланием счастья от Н.Н. Дроздова, подарочный сувенир «Паспорт брата меньшего» и другие сувениры проекта.

В 2019 году в рамках проекта планируется издание сборника «Братья наши меньшие».

Конкурс «Музей ищет собаку»

В рамках проекта «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» будет проведен конкурс среди московских приютов для животных на поиск пса Джима, который поселится в специально построенных для него вольере и будке рядом с музеем Есенина в Москве. Проект благоустройства территории около музея решен с учетом будущего четвероногого сотрудника музея (проект «Есенинский дворик» с вольером и будкой сделан и прошел все согласования в Департаменте культуры города Москвы).

Конкурс является частью проекта музея по защите бездомных животных «Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

В августе 2014 г. в Парке культуры и отдыха им.Горького (16 августа – Всемирный день защиты бездомных животных) планируется официально объявить о начале конкурса. Итоги конкурса будут объявлены торжественно примерно через год в «Есенинском дворике» по адресу: Б.Строченовский пер, д. 24, стр. 2).

Во время проведения конкурса (август 2014 — август 2015) музеем планируется организация ряда образовательных мероприятий для детей и молодежи (в музее и выездные мероприятия): интерактивные занятия с детьми, мастер-классы и лекции. Многие мероприятия будут организованы с участием животных из приюта.

Подведение итогов конкурса станет частью юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения Есенина.

Куратор проекта:

Александра Шетракова – 8 (916) 620 22 47, shetrakova@gmail.com

2013 — 2014

Выставочный проект «Куда несет нас рок событий?» (Поиск духовных ориентиров в современном мире)

Научная и художественная концепция этой выставки демонстрирует новый и нестандартный подход к музейно-выставочной деятельности. Экспозиция ставит своей целью не только рассказать о творчестве С.Есенина и его окружения, но затрагивает большой пласт русской литературы, философии и истории.

Посетители выставки с помощью экспозиционных приемов смогут найти ответы на самые актуальные вопросы современности, становясь соучастниками событий не только прошлого, но и будущего, предсказанного русскими поэтами и писателями.

Экспонирование данной выставки запланировано на многих площадках России и странах ближнего зарубежья (2014 г.).

Передвижная выставка должна стать экспозиционным центром готовящейся музеем международной научной конференции (2015 г.).

Проект представляет собой создание выставочной мобильной экспозиции, главная цель которой ответить на самые актуальные вопросы современности с целью сохранения цивилизационной идентичности России, определения места национальной культуры в системе мировой культуры (рассмотрение местного своеобразия в глобальном контексте).

Ориентация научной концепции выставки не на прошлое, а на будущее страны (мира) позволяет рассмотреть культурное разнообразие как основу сохранения национально-культурной самобытности России.

Данный проект ставит в свою основу идею прорыва в будущее через культуру.

Подробная информация о проекте (PDF)

2015
2015

Подготовка и проведение юбилейных мероприятий, посвященных С.Есенину

В настоящее время музей ведет активную работу по подготовке к празднованию 120-летия со дня рождения С.А. Есенина.

«Меня начнут понимать через сто лет после первой публикации», - сказал С. Есенин еще в юности, обращаясь как раз к тем молодым людям, которые станут знакомиться с его творчеством в начале XXI века. Именно этому поколению, которое способно взглянуть на творчество великого русского поэта без штампов и мифов советского времени, и будет посвящена программа юбилейных мероприятий Московского государственного музея С.А. Есенина.

Среди разнообразных форм работы музея приоритетными являются мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения посредством художественного наследия гениального поэта России.

Поэтому программа юбилейных мероприятий во многом будет направлена на взаимодействие с Департаментом образования города Москвы в преподавании творчества С.А. Есенина в школе на уроках литературы, которое включает в себя разработку и издание методических сборников по творчеству поэта для преподавателей школ и гимназий, лекции и семинары в зданиях музея, школах Москвы и Подмосковья, выездные мероприятия и встречи, научная конференция на заданную тему, а также большая концертная программа, интересная подрастающему поколению.

Тема юбилейных мероприятий опирается на осознание того, что значение Есенина для русской культуры и истории определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин - великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение ныне не нуждается в доказательстве.

Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи, Есенин достиг такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, который придает его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер. Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче и др.

«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил С.А. Есенин, и, учитывая масштабность личности это, наверное, касается самого поэта. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в "божественный глагол" и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Образ - "основа русского духа и глаза... - говорил поэт. - Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства".

Актуальность проблемы изучения творчества С.А.Есенина в школе не вызывает сомнений, так как после 1991 года появилась возможность по-новому взглянуть на некоторые события литературной жизни ХХ века, в том числе и на творчество такого крупного мастера поэтического слова, каким является С.А.Есенин.

Поэзия С.А. Есенина на слуху, о его жизни и творчестве уже много написано разного, не случайно, он воспринимается часто как поэт-легенда. Со стихами Сергея Есенина дети знакомятся еще в начальных классах, изучение его творчества продолжается во всем периоде обучения в средней общеобразовательной школе, но на этот обширный и нуждающийся в серьезном обновлении материал отводится очень мало часов.

В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе, но учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. К сожалению, сегодня творческое наследие С.А. Есенина даже в самых авторитетных, утверждённых Министерством образования Российской Федерации программах представлено довольно скупо. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. Основным нормативным документом для учителя является школьная программа, которая строится с учётом «обязательного минимума содержания образования» и изменения учебного плана.

Большой объём литературоведческой и методической литературы по творчеству писателя требует осмысления и систематизации, что свидетельствует об актуальности планирования концепции музея по необходимости объединения сил не только в разработке современных методических пособий по творчеству С.А.Есенина, но и в донесении разными формами работы и экспозиционными средствами важности формирования духовности, нравственности и патриотизма подрастающего поколения.

Основные цели праздничных мероприятий музея:
  • выявление актуальных идей и подходов к изучению творчества поэта;
  • привлечение известных литераторов, ученых и профессоров университетов к проблеме преподавания С. Есенина в школе;
  • развитие более тесных связей музея с учебными заведениями Москвы;
  • разработка, систематизация и издание методического материала по преподаванию С. Есенина в школе;
  • проведение ряда мероприятий, направленных на развитие интереса к творчеству С. Есенина у молодого поколения;
  • проведение научной конференции на тему преподавания С.Есенина в школе, которая готовится совместно с МГУ им. Ломоносова, Литературным институтом (Москва), Университетом Гранады (Испания), организационным комитетом МАПРЯЛ-XIII.
Основные этапы подготовки к проведению юбилейных мероприятий:

Строительные работы:

  • благоустройство прилегающей территории в здании музея по адресу Б. Строченовский пер., д. 24, стр. 2 и реализация проекта «Есенинский дворик» (сентябрь 2013 г.);
  • ремонтно-реставрационные работы и создание новой экспозиции в здании музея по адресу пер. Чернышевского, д. 4, стр. 2; (2013-2015 гг.).
;

Научно-исследовательская работа

  • подготовка и издание серии методических пособий по преподаванию С.А. Есенина в школе;
  • проведение секции «С.А. Есенин в школе» на съезде преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) в университете Гранады (Испания) (13-20 сентября 2015 г.);
  • проведение научной конференции в Московском государственном музее С.А. Есенина. Совместно с МГУ им. Ломоносова, Литературным институтом (Москва), Университетом Гранады (Испания), организационным комитетом МАПРЯЛ-XIII (3-4 октября 2015 г.).

Экспозиционно-выставочная работа

  • Создание новой экспозиции;
  • Создание и проведение выставок («Братья наши меньшие»; «Куда несет нас рок событий?» и т.д.).

Научно-просветительская работа:

  • Проект «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» по защите бездомных животных;
  • Разработка новых тематических экскурсий и занятий для детей по творчеству С.А. Есенина;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями регионов России и детско-юношескими организациями соотечественников зарубежья с целью популяризации творчества С.А. Есенина;
  • Проведение конференций, круглых столов, посвященных творчеству С.А. Есенина, для учителей русского языка и литературы;
  • Проведение литературно-музыкальных фестивалей, концертов и т.д. - вручение ежегодной есенинской премии (совместно с консульством Индии).

PR, брендинг и реклама:

  • публикация материалов о творчестве С.А. Есенина, экспозиционной и культурно-просветительской деятельности музея в российских и зарубежных СМИ, рассчитанных, в первую очередь, на детскую и молодежную аудиторию;
  • участие в спецпрограммах Министерства культуры РФ, участие музея в грантовых и благотворительных акциях.

Издательская работа:

  • издание произведений С.А. Есенина к проектам;
  • издание методической литературы для учебных заведений;
  • изготовление сувенирной продукции в рамках проходящих мероприятий.
2015 — 2016

Выставочный проект «"Друг мой...": С.Есенин и В.Моцарт»

Совместно с Посольством Австрии в Москве, Библиотекой Моцартиана (Международный фонд Моцартеум) (Зальцбург, Австрия), архивом Дон Жуана (Вена, Австрия)










2015 — 2016

Выставка «Сергей Есенин и Гарсиа Лорка: два поэта, две судьбы…»

В Институте Сервантеса в Москве состоялось открытие выставки, подготовленной Московским государственным музеем С.А. Есенина.

Выставка «Сергей Есенин и Гарсия Лорка: два поэта, две судьбы...» посвящена глубинной общности двух великих поэтов России и Испании. В основе их творческого метода лежит народнопоэтическое мироощущение, национально своеобразное и вместе с тем универсальное, «вселенское». Картина их мира пропитана фольклорными образами, но оба поэта творят особую художественную реальность, где корневое и авангардное сосуществует в едином поэтическом строе.

На выставке были представлены уникальные материалы из фондов музея: рукописи поэтов, фотографии, прижизненные издания, а также иллюстрации Г. Лорки. Подробная информация о выставке опубликована на официальном сайте Московского государственного музея С.А. Есенина.

2017
2017

Детский творческий конкурс «Зелёный луч звезды Есенина»

Московский государственный музей С.А. Есенина и Всероссийская газета для детей и подростков «Пионерская правда» в рамках Года экологии в России организовали детский творческий конкурс «Зеленый луч звезды Есенина». К участию были приглашены школьники и подростки в возрасте от 7 до 14 лет. На конкурс представлялись сочинения на русском языке по нескольким номинациям.

Награждение победителей состоялось в День рождения поэта — 3 октября 2017 г. в «Есенин-центре».

Полный список победителей и призёров во всех номинациях опубликован на официальном сайте Московского государственного музея С.А. Есенина.

2018
2018 — 2019

Всероссийский фестиваль молодой поэзии им. Л.А. Филатова «Филатов-фест»

Всероссийский фестиваль молодой поэзии им. Л.А. Филатова «Филатов-фест», названный в честь поэта и актера Леонида Филатова, был организован в 2014 году поэтом, актером и режиссёром, выходцем из Театра на Таганке Владом Маленко. Фестиваль призван стать движущей силой, направленной на выявление молодых талантливых поэтов во всех регионах России, а также привлечь внимание к культурному наследию Леонида Филатова.

В состав экспертной комиссии Фестиваля входят выдающиеся деятели культуры в области поэзии, театра и литературной критики. Имена победителей остаются интригой вплоть до самого объявления результатов.

Одной из отличительных особенностей «Филатов феста» от других поэтических смотров стало то, что организаторы фестиваля занимаются последующим продвижением наиболее ярких участников и победителей премии, выполняя роль своеобразного социального лифта для молодых поэтов.

Вверх